Сайт Аркадия Ровнера

Аркадий Ровнер Мир как сон

Аркадий Ровнер Мир как сон

Постановка вопроса

Мир, окружающий человека, не существует сам по себе, он является проекцией его органов чувств и ума — это парадоксальное заключение некоторых ученых, в виде сенсации появляющееся изредка в СМИ, является общим местом древней и новой философии, квантовой физики, нейролингвистики и когнитивной науки. В мире, в котором не присутствует человек, нет ничего горячего, твердого, сладкого, зеленого или громкого. Все это появляется вместе с наблюдателем и исчезает, как только уходит человек, говорит нам квантовая механика. Мир есть вода, воздух, огонь, пустота, атомы, элементарные частицы или энергия, утверждают философы. Мир есть иллюзия, обман, фикция, мыльный пузырь, компьютерная игра, созданная его творцом, художником и программистом. Люди являются компьютерными модулями и включены в общую картину реальности с определенной программой, нарушить которую или выйти из которой они не в состоянии. Поэты сравнивают это состояние со сном, гипнозом, параличом, трансом, алкогольной или гипнотической интоксикацией.

Идея творца, художника и программиста, проецирующего на человека внешний мир, была четко сформулирована Клойнским епископом Джорджем Беркли (1685-1753). Декарт (1596-1650), живший на более чем столетие раньше него, писал о течениях, кишениях, хороводах, вихрях частиц во внутренней полости тела Вселенной, действующих на наши рецепторы, а Беркли предположил, что на эти рецепторы воздействует Бог. Получилось, что Бог, или кто-то такой же могущественный как Бог, создал виртуальный для нас мир, то есть компьютерную игру, которую даже чудотворцы не могли или не отваживались радикально изменить, лишь слегка и ненадолго нарушая так называемые законы природы. Игра эта актуальна для человеческого сознания по сей день.

Все приведенные выше рассуждения сталкиваются с неумолимыми фактами, требующими объяснения, и прежде всего с фактом самостоятельного функционирования «внешнего мира». Если внешний мир не существует сам по себе и является проекцией чувств и ума человека, тогда это может означать, что чувства и ум человека находятся в глубоком противоречии, а часто и в конфликте между собой и внутри себя. То есть в конфликте оказываются два блока, один представляющий «внешний мир» и второй, который может быть назван внутренним миром человека. «Внешний мир» лишь частично создает условия, благоприятные для человека, в других случаях он образует препятствия для человеческих стремлений и вынуждает человека к их преодолению. В ряде случаев преодоление этих препятствий оказывается невозможным, в других случаях они оказываются гибельными для человека и приводят к разрушению тела и сознания, то есть к смерти.

Простых ответов на эти вопросы не имеется. Но вот что интересно: если в этой программе допускается стремление к освобождению и даже спасению, тогда это спасение может означать принятие идеи виртуальности, то есть идеи о том, что мир — это фикция, и принятие этой идеи может означать освобождение от гипноза, в котором живет человечество. Остается определить, что значит принять идею иллюзорности мира. Освобождает ли это от страха перед неумолимыми старением, болезнями и смертью? Освобождает ли это от страдания, как утверждается в Сутре Праджня Парамиты? Достаточно ли знать, чтобы не страдать? Или же человеку нужно сначала изменить свою природу — свое тело и сознание — в соответствии со своим новым знанием? Тело могло быть трансформировано, как это описано в греческих мифах и других сказаниях древности, а также в отчетах очевидцев таких событий из более близких нам времен, но и сознание человека может меняться в результате целенаправленного внешнего воздействия или внутренних усилий. Можно ли это объяснить как смену системы знаков во внутреннем опыте человека, или же для понимания этих явлений требуется ещё один (а может быть и не один) уровень углубленного понимания, чтобы связать все эти элементы, но может быть эти вопросы принципиально недоступны для человеческого ума, имеющего свои очевидные ограничения.

1.05.16

Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>