Сайт Аркадия Ровнера

Аркадий Ровнер Размышления в связи с публикацией на сайте

Аркадий Ровнер Размышления в связи с публикацией на сайте

Этому сайту два с половиной года. Большой срок для маленького сайта, выросшего из блога не очень общительного, не очень открытого, не очень заинтересованного в чем-либо человека. Создавался он как эксперимент, хотелось проверить, много ли ниток намотается на это веретено. Выяснилось, что ниточек мало. Ниточки заняты другими интересами — более пестрыми, более разносторонними. А между тем этот сайт создавался не для рассеяния, а для собирания. Но именно собирания, синтеза на нем не происходило. Можно винить нити, можно веретено, можно сваливать все на время, эпоху распада. Сегодня, действительно, нет такого центра универсального стягивания душевных и интеллектуальных сил. Идет прокручивание изношенных колесиков старинных дряхлых часов. Часы продолжают тикать, стрелки кое-как движутся, но времени не показывают. Полное безвременье в смысле отсутствия реальных событий и значимого смысла. Никто не понимает, ни в каком мире мы живем, ни что такое мир, ни – кто такие мы, но все тщатся что-то придумать и за что-то спрятаться.

Серьезное прибавление зафиксировала последняя (вчерашняя) публикация на сайте – философское эссе Гочи Гвасалия «Голем последних времен», присланное мне старинным приятелем Исраэлем Шамиром.

О чем этот текст, каждый из его читателей решит сам за себя. Первый комментарий к тексту таинственного Фиогурова: «вот это ничего себе». Действительно, шок получился настоящий.

Моя первая реакция после прочтения была радостной: пахнуло сильным умом, освободившимся от шор, от закона изношенных колесиков. Пахнуло энергией мастеров большого стиля, век которых, казалось, ушел в безвозвратное прошлое. Традиционализм без геноновской засушенности и утомительной ангажированности Дугина и Джемаля, органичная принадлежность западному цивилизационному потоку, поразительная языковая свежесть («дикость» в духе протопопа Аввакума, в духе Ницше) и огромный кругозор масштаба Освальда Шпенглера. И, наконец, пугающая честность, отсутствие маленьких гнездышек, портиков и ниш — готовых рецептов религий, философий и идеологий, в которых так уютно прятаться.  Честность, не позволяющая цепляться за частность, за односторонность, за подобие ответа, преследующая подобно кусающему оводу, бьющему хлысту, ураганному шквалу. Рождается пафос, которому умник улыбнется, но бесхитростный задумается и оглянется на свою неадекватность:

«Я видел исконную червонную черноту Творения и выдержав её присутствие, внимал её гласу. Это пречистая чернота Бога, священная тьма Божья. Неважно знать её сокровенные имена. Неважно допытываться до её утаённых имён. Только знание этих имён не одаривает мудростью. Важна мысль, рождённая от её (исконной червонной черноты Творения — А.Р.) безмятежного созерцания и причащения к ней».

Читателя гонят и преследуют по пятам неумолимые авторские вопросы. Каждое положение рождает серию новых вопросов. Это — серия возможностей, но ни одна из них не достоверна, не окончательна. Идет исследование версий, но это не игра противоположностей, это скорее аналитика Аристотеля, чем диалектика Гегеля или Платона. Центр тяжести образует проблема предопределённости, рассмотренная в теологических системах ап. Павла, св. Августина и Кальвина, и проблема неподлинности — двусмысленная идея Майи. Свобода оказывается на другом полюсе, недоступном для роботизированных и зомбированных кукол, и полюс этот недоступен в универсуме Майи:

«Мир мирует только как Майя и в ней человек человечествует только куклой, големом. Боги проявляют себя посредством Майи, сами боги становятся Майей. Теофания, как амайя, какой бы ужасающей и величественной она не была, явившиеся боги суть часть Майи и сама Майя. Иначе и быть не может в этом странном мире. Великая истина доносится до сего мира посредством лжи и если не эта ложь, истина останется неизвестной…. Чистейшая и тончайшая мистика в любую секунду может превратиться в бессмыслицу и это тоже особенность Майи. Дисциплинированному и поднаторевшему в беспрерывных молчаливых исканиях уму, это суждение сразу станет понятно, а те, для кого Бог является оправданием собственной немощи в познании и внутренней нечистоты, это суждение на всю жизнь останется непонятным.»

Получается замкнутый круг. Однако автор не обещал легких ответов. Он вообще не обещал никаких ответов. Автор расчистил авгиевы конюшни современной академической не-мысли, сентиментального эзотеризма, религиозного морализма. Он требует подвига со-мышления, понимая, что на такой подвиг способны единицы.

Далее перед нами текст Гочи Гвасалия и то, что мы сможем из него извлечь.

А.Р.

Москва, 23.02.2016 г.

4 комментариве к “Аркадий Ровнер Размышления в связи с публикацией на сайте

  1. феликс комаров

    Импульс для литературного творчества, это внутренний конфликт души. Импульс для философии, это внутренний конфликт духа. Дух, в борьбе с собой, познаёт себя и своё творение, Майю. От эссе Гочи Гвасалия парадоксальное ощущение, внешнего страдания и внутренней благодати. Сжигая все измерения горизонтали, он не предлагает выход, но даёт импульс к внутреннему деланию, к поиску смысла за пределами всех умопостигаемых смыслов. Идущие на смерть, приветствуют тебя!

  2. Ал-др Б.

    ИНТЕРЕСНЫЙ, «НЕ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ В ЧЕМ-ЛИБО ЧЕЛОВЕК». Размышления без всякой связи с чем-либо, т.е. бессвязные размышления, в связи с маленьким юбилеем «маленького сайта»

    «Этому сайту два с половиной года».
    Аркадий, я Вас поздравляю!.. Несмотря на то, что Вы выказываете всяческое разочарование по поводу своего сайта, который «создавался как эксперимент». Вот именно, эксперимент, а не экскремент какой-нибудь, чем забита «мировая помойка» всеядного интернета. А я Вам вот что скажу по поводу «маленького сайта», перефразируя слова первого космонавта, ступившего на Луну. Может, для Вас это «маленький шаг для человека» — но это «большой шаг для человечества!» Думаете, я преувеличиваю? А я Вам вот что скажу по поводу того, что Вы думаете, словами Поэта, который понимал толк в Слове: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Откуда Вы знаете, какие чувства, мысли, вдохновенья рождает Ваше мастерское слово во мне, в нем, в ней, в них? Откуда вы знаете, какие «душевные и интеллектуальные» побеги дадут Ваши слова? Какие духовные дети родятся через 9 месяцев или через 9 лет у Ваших (по)читателей?! Ведь это не эксперимент в физической лаборатории. Душа — дело тонкое, душа — почва плодородная. И даже если одно семечко, брошенное Вами, прорастет и расцветет в чьей-то душе, значит, уже не зря Вы старались, создавая этот НЕ маленький сайт, если считать не по головам немногих подписчиков, а по их душам, где рождаются отнюдь не-мелкие мысли и не-низкие чувства!

    Кстати, о детях. Два с половиной года — это первый переходный возраст, когда в дотоле безличном сознании ребенка, выражаемом в третьем лице («Саша хочет на горшок»), формируется личное сознание от первого лица («Я! хочу на горшок»), которое потом сопровождает человека на протяжении всей его жизни (если его не угораздит просветлеть лет в 15, в 35 или перед смертью). Этот простой, неоспоримый, детский, но фундаментальный факт всей НАШЕЙ биографии частенько напоминает своим слушателям и читателям Уэйн Ликерман (Рам Цзы), учитель безусильной без-личности, освобожденной от самосознания личного «я», от пресловутого ЭГО, гонимого всеми адвайтистами в хвост и в гриву. И хотя речь сейчас не об учителях адвайты, а о Вашем учительстве на Вашем сайте, но недавно один Ваш ученик, Феликс Комаров, рассуждая о смысле «учителя» в своем жизнепонимании, поставил рядом ваши с Рам Цзы имена, что делает честь и Рам Цзы, и Феликсу. И разве Вам безразлично, как глубоко проникают Ваши слова в наши с Феликсом души?

    Так что же я хотел сказать о детях, об этих «цветах жизни»? Да ничего я о них не хотел сказать. Я хотел сравнить переломный возраст Вашего сайта с формированием взрослого самосознания: «Я, я, я!» «Маленький сайт» стал Вашей немалой субличностью и стал о себе много понимать. Зачем он создавался и что из этого (не) получилось.
    «Сайт создавался не для рассеяния, а для собирания. Но именно собирания, синтеза на нем не происходило». В этих фразах, выражающих как бы подростковое самосознание Сайта, слышатся его «размышления» и о своем предназначении, и о своих идеальных ожиданиях, и о разочарованиях и сожалениях. Сайт, очевидно, еще не знает, что все ожидания, особенно подростковые, кончаются разочарованиями. И особенно печально, когда подростки кончают с собой от своих разочарований, от неразделенной любви, например. Они просто еще не знают, «как много в их жизни будет еще молока и сена» (Ибрагим-бей О. Бендер). Надеюсь, с Сайтом ничего подобного не случится!

    «Сегодня, действительно, нет такого центра универсального стягивания душевных и интеллектуальных сил». Эко (не Умберто, светлая память!) куда махнул наш Сайт-подросток со своими прожектами! Красиво думать, конечно, не запретишь. Но возникают недо-уменные вопросы. А когда были такие центры, и какие именно? И, главное, нужен ли (и кому?!) такой универсальный Центр вообще? Кажется, маленький Сайт непрочь бы вырасти в Единый мега-сайт и стянуть на себя все «душевные и интеллектуальные силы». Вот это мега-эго! Духовное, разумеется. Надеюсь, речь не идет о «создании единомыслия в России» (Козьма Прутков)? В духовном смысле, конечно. Сайт, очевидно, еще не знает, что поприще стягивания высоких душевных сил давно забито религиями и духовными учениями, коим несть числа. А со стягиванием интеллектуальных сил вечные проблемы из-за этой самой интеллектуальности, тяготеющей к крайнему индивидуальзму и свободе творчества. Единственно, кто преуспел в стягивании мировых интеллектуальных сил, это Америка да известные «компетентные органы».

    «Полное безвременье в смысле отсутствия реальных событий и значимого смысла. Никто не понимает, ни в каком мире мы живем, ни что такое мир, ни – кто такие мы, но все тщатся что-то придумать и за что-то спрятаться».
    Вот это уже речь не мальчика, но мужа! Никто ни хрена не понимает, а возмужавший Сайт уже понял, и кто такой Он, и что такое мир, и каков этот мир на сегодняшний день. При всем уважении к Сайту, мне вспоминается Вовочка из анекдота, прибежавший домой после своего первого дня в первом классе и закричавший своим домашним: «Вот вы здесь сидите, обедаете, а не знаете, что мужская пиписка — х.. называется!» Ну что ж, често говоря, я тоже этого толком не знаю. Я имею ввиду не какие-то школьные откровения, а вот этого, главного: что такое «я», что такое мир, да и что значит жить (на всю катушку), хотя к концу жизни худо-бедно начинаю догадываться, как не надо (было) жить. И если у меня хоть что-то проясняется в голове и в сердце, то это тоже благодаря и «маленькому сайту» немаленького Аркадия! Спасибо, дорогой!

    Жаль только («жить в эту пору прекрасную»), что Сайт в свои два с половиной года проявляет преждевременные признаки недетского ворчания, «в смысле отсутствия реальных событий и значимого смысла». Что касается смысла и значения, так оно приписывается миру, жизни, времени — нами самими: какими глазами на это смотришь, то и (не) видишь. Ну а отказывать реальности в реальных событиях может только разве что… законченный адвайтист. И если Шанкару злые языки называли «скрытым буддистом», то при всех Ваших симпатиях к буддизму, Аркадий, я давно уже чую в Вас родную душу скрытого адвайтиста, с чем Вас и поздравляю!

    Искренне Ваш Александр-Саш, 25 февраля (красный день календаря)

  3. феликс комаров

    Здравствуйте Саша. Увы Аркадий прав, мы ленивы и нелюбопытны.Те кто ищет источники силы и радости их находят на этом сайте, но сделать следующий шаг и самому быть источником увы не могут. Вы я понял заходите на сайт Мира Адвайты и можете видеть, как големность поглощает то живое, что несут в себе немногие люди. Но в наше время требуются большие усилия, даже для небольшого движения по вертикали, поэтому хочется что бы сайт Аркадия жил и продолжал эту безнадёжную битву.

  4. vid-kore

    Московская проза оказывается ситуативно конкретной, может быть, потому, что связана с опытом не столь литературно освоенным. И хотя атмосфера в обеих столицах была в 60-70-х годах одинаково насыщена интеллектуально и метафизически, связь московской литературы с живыми духовными влияниями оказывается более непосредственной. Московская проза сконцентрирована на идее сегодняшнего момента, на поиске главного знака времени и на прямом восприятии формирующих реальность энергий.

Добавить комментарий для vid-kore Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>