Сайт Аркадия Ровнера

Гурджиев, метафизика, практика

Гурджиев, метафизика, практика

Лекция 23 апреля 2016 г.

Последние годы я бился над идеей множественности метафизик. Между метафизиками нет никакой общности, все они разные и друг другу противоречат. Люди не могут найти общий язык, потому что (я имею в виду идеологические и идейные разногласия, ценностные и вкусовые различия и многое другое, приводящее к отчуждению, конфликтам и войнам) в основе их мышления лежат разные базовые понятия, то есть у них разные метафизики. Но метафизику люди обычно не обсуждают, обсуждают то, что из метафизики вытекает (идеи, эстетические и моральные нормы, вкусы). Вот я и спрашивал: как жить (и умирать) в мире множественных метафизик? Выбрать одну — это узость и невежество, а жить с несколькими тоже крайне неудобно. Кроме всего прочего все метафизики в своей сути ни на чем не основываются, произвольны, бездоказательны — как, например, религиозные мифологии, или философии. Как же, то есть в соответствии с какой метафизикой человеку поступать и по какому обряду его хоронить, если он не решил, мусульманин он или буддист, или и тот, и другой, а еще и третий?

И вот я понял две простые и важные вещи. Первая, что все эти трудности упираются в мою неспособность связать отдаленные и по внешним признакам кажущиеся противоречащими друг дружке традиции. Я увидел, что общим у Гераклита, у Платона, у Будды, у Гурджиева, у Пятигорского, во всех религиях и философиях является признание плачевной участи человека и острой необходимости спасаться.

Поразительно единодушие умных людей и всех главных традиций, утверждающих, что человек находится в крайне неблагополучном положении. Также они единодушны относительно необходимости поиска выхода из этого положения, хотя по-разному формулируют для людей эту задачу в соответствии с предлагаемой версией несчастья, или с их метафизикой.

Будда, например, утверждает, что страдания тотальны и предлагает восьмеричный путь спасения. Он отказывается обсуждать детали метафизики, говоря, что укушенному змеей нужно прежде всего спасать свою жизнь, а не заниматься исследованием оттенков змеиной кожи.

Гурджиев считает, что люди созданы архангелом Льюисом для выполнения служебной задачи в космической механике, а именно, для удержания Луны на ее орбите. Он говорит, что у человека нет более важной задачи, чем сбежать из тюрьмы, куда его поместили высшие существа вопреки его воле.

Платон видит людей прикованными к стене в темной пещере и советует им освободиться и бежать из пещеры.

Христианство также считает спасение от состояния грехопадения (наследственной и благоприобретенной ущербности) первой задачей человека и предлагает спасаться молитвами и аскезой.

Пятигорский, интерпретируя гурджиевскую «лестницу идиотов», говорит, что 99% человечества — это просто инструменты, такие как молотки и лопаты, которыми пользуется дьявол, и предлагает людям начать осознавать свое плачевное состояние. Дьявол же любит множества, массы и ненавидит индивидуумов (Карл Юнг), он входит в организованные сообщества, в том числе в религии и духовные коллективы, и становится их предводителем, погружая людей в еще большие несчастья. Спасение не может быть массовым. Оно может быть только индивидуальным.

Все эти люди и учения говорят: нужны усилия, нужно спасаться. Они предлагают для этого разные практики. Что такое практика? Практика — все, что ведёт к спасению. Система действий, направленных на решение определенной задачи. Задачи меняются при разных обстоятельствах, в разные эпохи. Соответственно, разрабатываются новые практики и используются старые.

Эти и многие другие источники согласны с тем, что в основе человеческих несчастий лежит невежество. Валентин Куклев создал науку агнатологию, от «агнойя» невежество (греч.), изучающую виды невежества людей. Причина невежества — неспособность мыслить, узость взгляда, неумение видеть главное. Буквализм говорит нам: правильно только христианство, только суфизм, только четвертый путь. Нужен только такой набор практик, а не другой. Буквализм избегает новизны, то есть усовершенствования практик, а также использования практик неортодоксальных, необычных, не из «своей» метафизики.

Вторая важная вещь, понятая мною, подчеркивается философом Гочей Гвасалия. Речь идет о сугубо безнадежном состоянии современного человека. О падении человека говорили религии и философии прошлого. Ужасный ХХ век довершил это падение, и сегодня мы живем в человечестве, которое лишено человеческих качеств. Такими качествами являются стремление понять назначение людей в целом, соответствовать этому назначению и осознать свой индивидуальный замысел. Гоча Гвасалия сомневается в возможности спасения для современного человека.

Практики спасения имеют разные формы для разных людей. Для одних — это точное выполнение тех или иных ритуалов и предписаний, например, медитаций, молитв или священных танцев. Для других (таких людей обычно очень мало) ― это ясное метафизическое и\или критическое мышление и\или разработка различных практик спасения.

Есть еще практика искусства, но сегодня искусством называют любое ловкое жонглерство, мастерство или отсутствие мастерства, любое подражательство или жульничанье. Настоящее искусство есть всегда осознание метафизики или мифа, направленных на спасения. Все остальное, в моем понимании, не является искусством, как бы оно не превозносилось и не восхвалялось.

Вот краткое изложение моей московской лекции 23.04.16

3 комментариве к “Гурджиев, метафизика, практика

  1. Вольновская

    Ну,что за ерунда… вся эта говорильня смыслов! Мы все не научились одной простой вещи — жить не задавая вопросов, и второе: принимать то , на что овтветов нет. Именно все выше сказанное и рождает все школы,традиции, спекуляции вопросами и ответами ,это и есть та большая непрекращаемая чаша разного и всякого. А те,которые осмыслили живут в мире с собой,с окружающим миром, заняты делом и счастливы! остальные мытарствут смыслом и выводят лжетеоремы метафизик ,которые устарели или не имеют будущего. Летучие голландцы нужны для зарабатывания денег. Хорошая сытая кормушка для кукловодов и муки для кукол!Но когда открыто об этом заявляешь целая свора кукловодов устраивает тебе линчевание,напялиает на тебя образы и образины,которых никогда не было и нужно много времени сил и энергии, чтобы отмытся от чужого мерзкого мстительного зла! От грязи и клеветы,которую тебе прищепляли! Людей нужно учить совершенно другим истинами! Дебри смыслов это тупик!!! Это дорога к заблуждениям,но кто признается в этом! Никто! Человек сам по себе прекрасен и чист! А вот профессора прошедшие Крым рым и медные трубы лживы и сыты!!!

  2. Сергей Михайлович

    Человек многогранен и способен вести себя так того требуют условия. Условия определяются целью. Любовь спасёт Мир.

  3. Вячеслав

    Выражаюсь я несколько сумбурно, так что простите и постарайтесь понять.
    С тем что человек должен работать над собой, соглашусь.
    С тем что сказано в одном из комментариев «Человек сам по себе прекрасен и чист», не соглашусь.
    Поиск ответов на вопрос «В чем суть бытия человека?» мучителен и тем не менее очень важен!
    Большинство религий и традиций, по СУТИ — пути развития с тем или иным набором инструментов и практик.
    Соглашусь с автором, и признаю свою не способность систематизировать и связать эти элементы как таблицу Менделеева.
    Сейчас, мне кажется важным попробовать создать некую логическую мультиструктуру, сводящую инструменты и практики их разных традиций и религий в единую базу знаний.
    Может быть через вопросы: Кто?(Самоосознавание), От куда?(Состояние), Куда?(Путь), Как?(Действие). ??????

Добавить комментарий для Вячеслав Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>