Сайт Аркадия Ровнера

Неожиданный текст 2011 года

Неожиданный текст 2011 года

Неожиданный текст 2011 года 

Я узнал, что недавно ушли в печать два тома любопытного сборника, издаваемого Библиотекой иностранной литературы*. В первом томе я нашел статью Виктории Андреевой и мое вступительное слово, предваряющую чтение этой статьи. И то, и другое предлагаю вниманию посетителей моего сайта. И статья Виктории, написанная в 1980-ых, и мое вступительное слово 2011 года отражают настроения своего времени и этим любопытны. Нам кажутся важными наши сегодняшние мысли и переживания, но интересно взглянуть на то, что нам казалось важным в другие периоды нашей жизни. Такая ретроспекция помогает отстраниться и от сегодняшних взглядов и увидеть текучесть и изменчивость жизни ума. Так или иначе, вот мой текст 2011 года и статья Виктории 1980-х годов — возможно, эти тексты перекликнутся с интересами читающего их летом 2015 года.

А. Р.

Москва 7.07.15

Аркадий Ровнер

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К ДОКЛАДУ ВИКТОРИИ АНДРЕЕВОЙ

Я очень рад после многих лет отсутствия быть здесь, в этом храме богини книжной мудрости. Я рад видеть Александра Георгиевича, Екатерину Юрьевну, Александра Леонидовича, Татьяну Всехсвятскую и многих других замечательных людей, инициаторов этих собраний. Кто-то сравнивал эти собрания с «башней» Вячеслава Иванова. Во всяком случае, это чудесное место. Я сам отдал много лет своей жизни служению этой богине. Я издавал, писал, выступал на разных конференциях, симпозиумах. Была замечательная конференция в Риме в 2000 году, посвященная Софии Премудрости Божьей. Я ездил туда. Была чудесная конференция в Регенсбурге в институте по изучению восточного христианства, возглавляемом отцом Альбертом Раухом. Я издал книгу «София-Мария» Томаса Шипфлингера. Всего не перечислишь. Во всех этих трудах и интересах вместе со мной участвовала Виктория Андреева, с которой я прожил 32 с половиной года. Она скончалась в 2002 году.

Сегодня я присутствую здесь, скорее, как чтец некоторой части доклада Виктории Андреевой. Весь доклад прочесть немыслимо. Эта работа писалась на английском языке в середине 1980-х годов, потом была опубликована в журнале «Гнозис», издаваемом мною и Викторией в Нью-Йорке и затем в Москве. Включая последний его номер, изданный в Москве моим сыном Антоном, вышло 12 номеров. Этот доклад также был напечатан в сборнике, посвященном третьему тысячелетию христианства, по материалам симпозиума, состоявшегося в Великом Новгороде в 1998 году на немецком языке.

За последние годы я немного отошел от старых интересов и, возможно, притупил вкус к такого рода академизму, или академическому элитизму, с которым я сегодня здесь встретился и под конец даже увлекся, хотя сначала слушал очень скептически все эти ссылки на ритуалы, на атрибутику. Понимаете, кроме атрибутики, и часто в стороне от нее, находится живая, актуальная работа, или Великая Работа — Opus Magnum, ради которой мы создаем все эти рациональные и мифологизированные построения. Есть две известные способности человека — к эмпирическому опыту и к рациональному опыту. Эмпирический опыт связан с объектами, с людьми, с нашим взаимодействием, с миром, а рациональный опыт связан с миром идей, с миром понятий, в котором так хорошо разбирались и помогли нам разобраться и Кант, и Гегель, и Фихте, и многие другие рациональные мистики. Но есть еще одна способность человека, о которой мы говорим меньше всего, где большому, божественному «Я» противопоставляется маленькое, тленное «я». Говорят, что в человеке есть целый легион этих маленьких «я». Они в нем борются, вытесняя друг друга, завладевая его телом, его психическими способностями. Вот это большое, божественное «Я», которое надо растить в себе, это то самое «Я есмь», или «Я есмь сущий» Ветхого Завета, это реальное «Я», в отличие от наших маленьких иллюзорных составляющих. И это «Я» достигается и добывается трудом и творчеством в этой мистической работе, которую мы часто определяем как интроспекцию, как взгляд внутрь, как отрешенность от внешнего. Но здесь происходит маленькая путаница, подмена. Под интроспекцией мы начинаем понимать наше логическое, рациональное описание духовного опыта. Есть духовный опыт, а есть его рациональное, в том числе мифопоэтическое описание. И если развести эти вещи, то опыт окажется выражаемым этим предельно простым понятием — понятием субъекта. Фихте внес очень много в понимание этого момента — в понятие «Я», или «Я есмь». Однако это не конец, это только начало, потому что дальнейшая интроцепция может привести нас к опыту «Я не есть». Это буддийский опыт, который говорит нам, что нет «Я» — нет атмана. И это более глубокое постижение темных глубин Бога.

Но и это не предел. Занимаясь интроспекцией, занимаясь интроцепцией, мы играем в игру, которая называется «субъект и объект». На субъекта направляется поток внимания, поток целенаправленного, я бы сказал, молитвенного, исихастского внимания к тому центру, где мы встречаемся сначала, или строим, или выращиваем сначала «Я», потом мы приходим к месту, где нет «Я», а потом мы приходим к окончательной точке, где нет ни субъекта, ни объекта. Нет «Я» и нет «Не Я», нет субъекта и нет объекта — есть адвайта, недвойственность.

Такие простые модели мне сегодня ближе тех, которые я услышал от докладчиков и в вопросах, и в ответах, и в обсуждении. Они мне понятнее, они проще. Намного более усложненная туманная модель, связанная с Троицей и с Софией, с масонскими делами, где можно сломать себе обе ноги. Я хочу еще раз напомнить, что у меня сегодня скромная роль чтеца, и свое вступительное слово я постарался сделать максимально кратким.

*Россия и гнозис, Труды международной научной конференции. Раннехристианский гностический текст в российской культуре. Том I.
Виктория Андреева СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЯ
 — ПРЕКРАСНАЯ ДАМА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА (НОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПАРАДИГМА У МЛАДОСИМВОЛИСТОВ).

Один комментарий к “Неожиданный текст 2011 года

  1. Ал-др Б.

    Если даже для Вас, Аркадий, для самого автора это «неожиданный текст», то что же говорить об нас, удивленных читателях? Правда, меня удивляют и радуют почти все Ваши новые тексты. То Вы запускаете своего очередного героя, как подопытную собачку, на ракете, то безжалостно душите его водяными змеями… Все это очень неожиданно. А в этом тексте есть над чем поразмыслить и что обсудить. Для меня все это очень актуально. И я постараюсь написать по этому поводу тоже что-нибудь неожиданное и для Вас, чтобы нескучно было. А пока суть да дело хочу спросить: Вы не забыли после своего «вступительного слова» поместить обещанную статью Виктории?.. Хотя мне Ваше в(ы)ступление, пожалуй, интересно даже больше, чем тема самой статьи. Кстати, я был тогда на Вашем выступлении в Овальном зале Иностранки. Но сейчас, четыре года спустя, оно звучит для меня более актуально и… неожиданно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>