Сайт Аркадия Ровнера

Брянск

Объединения или художественного направления, о котором можно было бы говорить как о «брянском авангарде», не существовало. Были лишь представители авангарда, связанные с Брянском или Брянской областью в теперешних её границах фактом рождения, жизни или творчества. При общем характере исканий здесь представлены практически все виды духовной деятельности – от искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) до науки и «духовидения». В наше время с его отчётливой тягой к невероятному можно даже предположить наличие в крае некоего genius loci. [1]

Композитор Н.А.Рославец родился на Брянщине в с. Душатине Суражского уезда, по другим источникам – в г. Сураж (бывшая Черниговская губерния), где прожил до 12-летнего возраста; скульптор Наум Габо (настоящее имя Н.Б.Певзнер) провёл детство и отчасти юность (до 1905) в Брянске; художник А.Х.Левит родился в г. Стародубе; писатель Л.И.Добычин, вся родословная которого связана с Брянском, жил в этом городе с 1918 по 1934. Его творчество в полной мере основано на брянских реалиях. Визионер, поэт, мыслитель Д.Л.Андреев с начала 1930-х часто посещал брянский край, посвятил ему многие строки в стихах и прозе; учёный, поэт и художник А.Л.Чижевский ранние годы провёл в родовом имении в Брянском уезде; архитектор-конструктивист А.З.Гринберг спроектировал и построил в Брянске с 1924 по 1931 ряд зданий.

Заметим, что каждый из них (возможно, за исключением художника Левита, о котором мы слишком мало знаем) является создателем фундаментальных теорий или направлений, совершенно новой стилистики, имеющих всеобъемлющий, универсальный характер и далеко идущие последствия для художественного и научного процесса.

Габо – автор «Реалистического манифеста», один из отцов конструктивизма, провозвестник кинетизма.

Рославец – создатель «Новой системы организации звука» — техники синтетаккордов,включающих в себя все виды известных трезвучий — мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное.. По мысли Рославца, синтетаккорд объединяет в себе вертикаль и горизонталь ( свойства аккорда и модального звукоряда ).

Добычин – создатель необычайного новаторского стиля, позволяющего за реалиями мещанского быта видеть многоплановый подтекст: вечные вопросы бытия и абсурд действительности, экзистенциальное в «мусорном» потоке жизни.

Даниил Андреев не только поэт, но и создатель детально разработанной «новой модели мира».

Чижевский – автор теории гелиотараксии, связывающей воедино космические процессы и историю человечества.

Благодаря архитектору-конструктивисту Гринбергу Брянск мог бы стать заповедником конструктивистской архитектуры, если бы не последующие переделки. По его проектам построено немало зданий, что во многом определило стилистику центральной части города. Это первый в СССР реализованный конструктивистский проект, которым стал комплекс зданий Дома Советов и Дома съездов (в настоящее время – Администрация Брянской области и Брянский государственный театр им. А.К.Толстого). Это также Дом банков и промышленности (ныне БГИТА), поликлиника, комплекс жилых домов по ул. Фокина, Дом связи (Главпочтамт), внешний вид которого напоминает очертания грузовика или трактора – одного из символов эпохи.

Бунтарское начало, новаторское, дерзновенное сопротивление рутине, не важно – художественной, научной или социальной, прорыв в «новую реальность», свойственные авангарду, в равной степени были присущи всем упомянутым здесь фигурам. «Тупик, в котором застряло искусство, в результате последних 20 лет исканий должен быть проломан» (Н.Габо. «Реалистический манифест»).

Утопическое (как и пророческое, мессианское), столь характерное для авангарда, есть и здесь – это неумирающая мечта увидеть новое общество, состоящее из равноправных, свободных и творческих личностей. Необычность ли идей, новизна художественного языка (а следовательно, непонимание) или социальное давление, но всё это послужило причиной того, что расчёт делался на зрителей, слушателей и читателей будущего

[1] Здесь нужно упомянуть Брянский городской клуб искусств « Аподион»( 1978 – 1985 ),своеобразную альтернативную общественную организацию,единственный источник ознакомления широкой аудитории любителей искусства с авангардом 20 –х, по своему развивающим некоторые его традиции..

Литература: D.Gojowy. Nikolaj Andreevic Roslavec, ein früher Zwölftonkomponist // Die Musikforschung. 1969. Vol.22. Heft 1; Русский авангард и Брянщина. Статьи. Исследования Публикации // Сост., автор предисл. М.Е.Белодубровский. Брянск, 1998; I.Severina. Eine neue Simfonie von Nikolaj Roslavec (aus dem Russischen von Detlef Gojowy). Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Universität Leipzig: Gudrun Schröder Verlag, 2004. Heft 9; Э.С.Голубева. Писатель Леонид Добычин и Брянск. Брянск, 2005; В.Н.Городков. Очерки архитектуры брянского края. Брянск, 2006; М.Лобанова. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб., 2011.Н.Сидлина. Н.Габо.М.,2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>