Сайт Аркадия Ровнера

Перевод Николая Бокова: Свидетельства о Левитации в Католической Агиографии

Перевод Николая Бокова: Свидетельства о Левитации в Католической Агиографии

Джузеппе Дезе

Эме Мишель Летающий монах (из главы VII. Слепое знание желанья)
In : Aimé Michel. Métanoia. Phénomènes physiques du mysticisme. Albin Michel, 1986

Джузеппе Деза родился в 1603 году в Копертино, в Апулии, в провинции Лечче, занимающей каблук итальянского сапожка. Как и Мария-Мадлена де Пацци, и многие другие мистики, о которых не говорится в этой книге, он очень рано обнаружил склонность к религиозной жизни. Еще ребенком, он проводил дни и ночи в полной неподвижности, – в молитве, говорили его современники; в созерцании внутренней реальности, – скажут в наши дни.

Его первый экстаз заметили в восьмилетнем возрасте. В школе его прозвали bocca aperta, открытый рот, за его частые состояния неподвижности и созерцательности. С самых ранних лет он предавался истязаниям тела и пощению, – не полному, но суровому. Как и многие мистики, известные чудесами, он болел странными и разнообразными болезнями, которые часто«чудесным образом» проходили. О нервных заболеваниях не приходится говорить; он страдал внутренними язвами. Питался исключительно «овощами и травами», часто оставался без всякой пищи по нескольку дней; носил власяницу, но в ее описании нет ничего особенного.

Читать далее…

Один комментарий к “Перевод Николая Бокова: Свидетельства о Левитации в Католической Агиографии

  1. Ал-др Б.

    ЧУДЕСА БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
    Прежде всего, надо поблагодарить Аркадия и его друга (и моего давнишнего благодетеля) Николая Бокова за перевод и публикацию столь убедительного исторического исследования Мишеля Эме, не оставляющего никаких сомнений в феномене левитации св. Джузеппе в Италии XVII в. Я давно слышал об этом летающем монахе, но до сих пор мне не попадалось такого подробного, интересного описания.

    На Западе это был хоть и не единственный, но самый яркий и неоспоримый факт левитации, явления очень редкого, «сверхъестественного», а потому почитаемого за чудо, которое является даже одним из «свидетельств» святости, как это и было в случае Джузеппе. Правда, для самого святого это почти не имеет значения, летает он или еле ходит.

    Несколько лет назад, кстати, началась наша эпистолярная полемика с Валерием С., скептическим ученым «широко известным в узких кругах» интернета (под псевдонимом Фома), и именно с темы чудесного и пророческого. Валерий всегда требует доказательств, даже тогда, когда речь идет о мировоззренческих «последних вопросах». Представляю, как интересно будет и ему прочитать эту статью… для того, чтобы тут же все опровергнуть. Однако, хочу обратить внимание его и всех скептиков на два момента, которые подчеркивает и Николай Боков (в примечаниях).

    Первый момент историко-научный. Левитация, которая в наше время может считаться противоречащей закону гравитации, не выглядела таковой в 1630-х гг. — за 50 лет до открытия Ньютона и за 100 лет до распространения научно-рационалистического мировоззрения в эпоху Просвещения. Самое смешное, однако, что даже римский папа Урбан VIII «свидетельствовал, что бедный брат Джузеппе совершил на его глазах действие, «противное законам природы». Дело было, конечно, не в «законах природы», блюстителем которых выступил римский папа, а в том, что левитация явно противоречила обычному порядку вещей, что собственно и называется чудом, сверх-естественным.

    Второй характерный момент историко-религиозный. Канонизированный по смерти св. Джузеппе при жизни находился «на учете», под подозрением у инквизиции. Как мог простой (очень простой) монах левитировать?! Даже Христос не летал, а лишь ходил по воде!.. «На все эти чудеса церковные власти смотрели очень косо; с 28 марта 1628 года до его смерти 18 сентября 1663 года святой,.. «был исключен настоятелями из общей молитвы, процессий, трапезы, – из-за возмущений, которые приносили эти необыкновенные восхищения…» Что ж, одни возмущались, другие восхищались — но факт признававали все!..

    На Востоке же левитация не считалась таким уж великим чудом. Во-первых, там творились чудеса и покруче. А во-вторых, левитация была не таким уж редким феноменом как в даосской традиции, о чем свидетельствует целый жанр китайской литературы (напр., собрание историй Пу Сун-лина), так и в традиции йоги, где одной из классических сверхъестественных сиддх является лагхима, «быть легким, как перышко». Вообще об индийских чудесах можно говорить «долго и безнадежно». Напомню классику жанра: «Автобиографию йога» Йогананды Парамахамсы, книги о Бабаджи и Сатья Саи Бабе (см. также интервью Симы Деван на ютубе), серию книг Лобсанга Рампы и Ал-дры Дэвид-Неэль — это уже о тибетских чудесах. Еще можно почитать кн. Пайлота Бабы или побеседовать с ним лично, когда он прилетит…

    Восточное представление о чудесном отличается от западного, представления ученого — от паломника. Но почти для всех чудо — это нечто исключительное, необычайное. И только чудоковатые мистики и влюбленные поэты могут видеть чудесное в обыденном, ежедневном. Ибо самое удивительное — в воплощении Единого неведомого Бога в многообразие форм и существ, в звезды и облака, в дождь и деревья, в мужчин и женщин, в ребят и зверят…

    «Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
    Смакует каждый миг и наблюдает,
    Как спит ребёнок, молится старик,
    Как дождь идёт и как снежинки тают.

    В обыкновенном видит красоту,
    В запутанном простейшее решенье,
    Он знает, как осуществить мечту,
    Он любит жизнь и верит в воскресенье…»
    (Омар Хайям)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>