Сайт Аркадия Ровнера

Аркадий Ровнер: лекция «Новая органика» 7.12.13

Аркадий Ровнер: лекция «Новая органика» 7.12.13

Эта лекция была прочитана в Москве, 7 декабря 2013 года и прошла в рамках встреч «Лаборатории ИКС». В ней рассматривается многоуровневое программирование человека и вводится понятие ультимативной непрограммируемой сферы. Раскрываются идеи футуристов и художников, рисовавших «белым по белому». В дискурс вводятся понятия геноморфизм (опора на уже имеющиеся формы фиксации мистического опыта), автоморфизм (мистическое формотворчество) и апофатизм (отказ от выражения).

3 комментариве к “Аркадий Ровнер: лекция «Новая органика» 7.12.13

  1. aleksas

    Комментарий к лекции читателя «Ал-др Б.», впервые опубликован в анонсе к лекции:

    НЕВЕДОМЫЙ ШЕДЕВР

    В полифоничной, много-значительной, много-смысленной лекции Аркадия Борисовича была затронута, в частности, и особая тема Неведомого Шедевра, так сказать… Талантливый художник, о котором шла речь, всю жизнь работает над неким величественным полотном, но в итоге… гигантский холст так и остается пустым, нетронутым, белоснежно-чистым. (Подобный феномен, кстати, составил сюжет потрясающей повести Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр»)… Или — поэтические эксперименты футуристов с бес-словесностью, паузой, минимо-формами… Или — муз. опус Дж. Кейджа 4’33» : «солист» сидит за фортепьяно, «исполнители» — со своими инструментами, не прикасаясь к ним, в тишине… — «произведение» длится 4 минуты 33 секунды, в 3-х частях. (А подобный феномен, кстати, тоже составил тему «тишизма» в эзотерическом романе Вл. Викт. Орлова «Альтист Данилов»)… Тема невыразимости Замысла и Интуиции — как первой Любви — звучит и в конгениальной «Восточной песне» (стихи Онегина Гаджикасимова, муз. Дав. Тухманова): «В каждой строчке только точки после буквы Л… Ты поймешь, конечно, всё, что я сказать хотел. Сказать хотел, но не сумел».

    Примерно в этом ключе, «НЕ СУМЕЛ», и раскрывалась на лекции тема Невыразимости некого содержания в формах (произведений) искусства. Мало того, что Художнику на крыльях вдохновенья надо воспарить к Небесам и увидеть-услышать «гармонию небесных сфер», но ему еще надо низвести эту высшую Гармонию для воплощения на землю, и чтобы подвластный ему (грубый) материал ПРИНЯЛ ее в себя для во-площения в прекрасных формах. Упрощенно говоря, художник должен втиснуть нечто почти невыразимое в слова, звуки, краски и камни. И это так же трудно, как, например, точно пересказать сновидение. Каким бы гениальным ни получился шедевр, всегда останется некая совершенно невыразимая «часть» высшего Совершенства. Думаю, это и породило в свое время в художественной культуре Европы стиль нон-финито (незавершенность), а в японской традиции — стиль ваби-саби (или саби-ваби? — несовершенство).

    А теперь представим еще более высокий аспект темы Невыразимости. Допустим, Художник уже как Мистик в своем созерцании вознесся так высоко и проник так глубоко, что прикоснулся к самому Сердцу Бытия и Сознания, переживая их во всей целости и полноте. Сможет ли он, да и «захочет» ли, выразить эту бесплотную бесформенную Чистоту в плотном мире форм? Сможет ли он передать кому-то эти высшие божественные Интуиции?
    «Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи, —
    Питайся ими — и молчи».
    (Тютчев. Silentium!)

    Возможно художник-мистик «заговорит». А возможно, и промолчит. По преданию, Будда после просветления долго не хотел никому говорить о Несказанной нирване (да и кто поймет?). И только боги, спустившись с небес, уговорили его проповедывать Дхарму ради тех немногих, кто уже близок к этому… Правда, однажды он «произнес» совершенно необычную безмолвную «проповедь», сидя несколько часов молча и созерцая цветок, который был у него в руке… Кейдж, кстати, тоже находился под большим влиянием дзэн-буддизма. (О «Голосе Безмолвия» писала и Ел. Блаватская, и многие мистики и эзотерики, буддисты и адвайтисты вплоть до «Говорящей Тишины» Экхарта Толле).

    Что я всем этим хочу сказать? Что Неведомый Шедевр, будь то белый холст, чистый лист бумаги, беззвучная музыка или бессловесная «проповедь», сатсанг тишины — может говорить не только о творческой неудаче Художника, не сумевшего преодолеть сопротивление материала — но быть и знаком-указателем на ту бесформенную полную Пустоту Целого, которая как таковая НИКАК не может быть выражена ни в каких формах,.. но к которой мы сами «внутренне» вечно причастны, будучи «внешне» лишь формами ее проявления. Подобный указатель на бесформенную Пустоту абсолютной Реальности может и сам оказаться иной раз бесформенным и пустым, но в контексте, обращающим внимание на запредельное, или в присутствии самого Мастера, он обретает свой истинный сверх-эстетический смысл.

    На лекции Аркадий Борисович больше говорил об уровнях форм (моно-морфизм, гено-морфизм, авто-морфизм), поэтому запредельный аспект незримого Света Пустоты (Шунья буддистов) остался немножко в тени,.. но ведь и говорить об этом почти невозможно…

  2. Александр

    Я считаю, что затронута очень важная и актуальная сегодня тема, по крайней мере для меня точно. Я заметил тенденцию. Геноморфизм уходит в прошлое, приходит автоморфизм. Но большинству он чужд и непонятен. Однако тем, кто хочет хотя бы «найти» себя он необходим. Но если вдруг человек «нашёл» себя и достиг определенного состояния можно ли сказать что он достиг апофатизма?
    Хотелось бы лучше разобраться.

  3. Магжан

    Как я поняла, ГМ – это умение увидеть общность разных на первых взгляд мировоззрений, которые могут отстоять друг от друга и по времени возникновения в том числе.
    Думаю, что для того, чтобы появился человек — АМ, (по Гурждиеву № 6-7?), нужна какая-то критическая масса (минимум) людей ГМ. Спрос рождает предложение.

    Хочется думать, что и Гурджиев и ЕПБ, будучи, несомненно АМ, — будут оценены в будущем, так их время еще не наступило, нет той критической массы ГМ, которая стала бы истинным носителем этих Знаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>