АРКАДИЙ РОВНЕР
Цитатник Аркадия Ровнера
Эссе из книги
«Конец прекрасной эпохи»
Старый приятель подкинул мне мысль сочинить Цитатник в стиле Мао. Он сказал, что по моим масштабам никакая другая форма мне так не подойдет, как Цитатник. В нем я смогу легко переходить с метафизики на идеологию и политику, а также в область обыденной жизни, которая, по его словам, несет в себе больше метафизики, чем что-либо иное.

Прежде всего, мы с ним духовно плюнули на сегодняшнее время и сегодняшние власть и оппозицию. Здесь наши позиции полностью совпали, но дальше у нас пошли расхождения. Так, он сказал, что в свое время он вместе со всем народом радовался подъему целинных земель и космическим успехам. Я сказал, что всегда не любил власть и ей никогда ни в чем не сочувствовал. Он же, проявив типичную для него непоследовательность, похвалил нынешнюю власть за то, что она обеспечивает стабильность, которая, по его мнению, важнее всего. После этого мы еще раз единодушно плюнули на власть и на оппозицию, и перешли к вопросам культуры и литературы.

Тут я пожаловался приятелю на то, что пришедшая к власти во время перестройки культурная прослойка вот уже почти 20 лет как съела весь воздух и что эта хвалимая им стабильность означает также и неизменность создаваемой ею гнетущей атмосферы. На это он возразил, что каждое время рождает свою элиту и что широким потребителям сегодня нужны именно такие герои, а люди с высокими критериями должны создавать Цитатники и, если нужно, ждать 300 лет пока не придет их время. Я с ним не согласился и сказал, что гнилая культурная атмосфера нашего времени – прямое следствие цинизма наших правителей, которые открыто называют себя прагматиками, не понимая, что прагматизм в любое время постыден и неуместен. Приятель возразил мне, сказав, что я не понимаю законов времени, и я не стал с ним дальше спорить.

Закончив разговор с приятелем, я, не откладывая, тут же начал работу над Цитатником. Но так как раньше я Цитатников не создавал, естественно, я призадумался. Цитатники пишутся для того, чтобы их читали юноши и девушки и постигали из них мудрые идеи для жизни, – сказал я сам себе. А какую главную мудрость я могу сообщить молодым людям?

Ну, конечно же, мысль об уклонении и мысль о наступлении. Окружающий нас мир хочет проглотить нас и сделать для себя из каждого из нас энергетическую пилюлю. Потому уклоняться – наша первая задача. Однако, этого недостаточно, нужно еще создать свое собственное вне-мирное наступление. Для этого необходимо твердо определить свое направление. Тогда окружающий мир не сможет нас поглотить и переварить. Мы его вызовем на поединок и, конечно же, будем в нем побиты, если...

Если не будем внимательны к окружающим нас энергетическим потокам. Нам нужно уметь использовать энергию тех потоков, которые текут в нужном нам направлении. Обнаружить такой поток очень непросто, для этого нужны ясность цели и незамутненный взгляд. Будьте настороже, не позволяйте случайным потокам нести вас туда, куда они вздумают.

Теперь немного о целях. Богатство и долголетие – добротные цели, если бы они не были так ненадежны. Ненадежны потому, что зависят не от одних только наших усилий. А усилий требуют так много, что на самую жизнь, то есть на другие важные вещи сил почти не остается.

Власть и известность еще более ненадежны и достижение их обременительно. Остается только мудрость, в чем бы она ни заключалась. Но в том-то беда, что слишком много разных вещей люди называют мудростью. Давайте разберемся.

Мудрость проживает на трех этажах: высоком, среднем и низшем.

Высокая мудрость едва ли достижима нашими силами. Она – дар богов, и потому стремиться к ней могут только самые отчаянные.

Низшая мудрость недалеко ушла от стремления к долголетию и богатству. Может быть, вдобавок она хочет для себя еще успокоенности и довольства, что совсем даже неплохо. С этой мудростью тебе придется искать себе учителя, так как самому ее тебе никогда не достичь, а это совсем непросто и недешево.

Остается средняя мудрость. Она самая ненадежная, потому что те, кто выбирают ее, хотят одновременно с ней получить также низшую и высшую мудрость. Но именно ее я тебе советую выбрать.

Что же такое эта средняя мудрость?

(Здесь я немного передохну, чтобы с новыми силами продолжить мою работу над Цитатником).

Если ты выберешь среднюю мудрость, тебе во всем нужно будет полагаться на самого себя, то есть на свою мудрость, а потом делать все наоборот. Это самый трудный из всех путей мудрости, но зато и самый полезный. Подробности, касающиеся среднего пути, ты можешь поискать у Будды в его сутрах.

С мудростью мы разобрались. Теперь я передам тебе несколько практических советов из области обыденной жизни. Сам я получил эти советы от вполне компетентных людей и выполняю их неукоснительно.

Первый совет, переданный мне моим приятелем Ваисом: когда стрижешь ногти, не состригай целый ноготь, а срезай его частями. Почему нужно поступать так, а не иначе, не сообщалось. Сам Ваис получил этот совет от своего знакомого мусульманина, которого он уважал и к мыслям которого прислушивался.

Второй совет, полученный мной от пифагорейца Джона: встав после сна с постели, обязательно прикрой свое ложе покрывалом, ибо там осталась незащищенная часть тебя, и твои недруги могут этим воспользоваться.

Последний совет прими от меня: не пиши Цитатников, пока не станешь так же велик, как Мао. Я уже перешагнул эту отметку на весах Вечности. Если же тебе нужны другие подобные советы, поищи их у Шопенгауэра или Козьмы Пруткова.

Я все сказал, а если тебе мало, читай с начала.

Конец прекрасной эпохи
Эссе и переписка с друзьями. 2024 г.
Издательство: Амрита-Русь
Год издания: 2024
Страниц: 320
Формат: 20 x 14 x 1.5 см
Обложка: твердая
ISBN: 978-5-00228-133-6

Эссе Аркадия Ровнера свидетельствуют об уникальном опыте, соединяющим академическую рефлексию, мистическую интуицию и виртуозность литературного стиля. За его текстами всегда присутствует нечто большее, нежели литература или эрудиция культуролога. Это большее часто упоминаемый в этой книге Г.И. Гурджиев назвал бы «работой». Такой глубины поэтическая риторика в казалось бы прозаическом жанре не плод одного эстетического воображения. Эссеистика Аркадия Ровнера поэтому обращена никак не к читателю, а к его большему, к его «работе», о чем сам читатель может и не догадываться, а если догадывается, то сразу же перестает быть только читателем. Включенная в сборник переписка позволяет увидеть саму эту «работу» в действии, в поворотах живого диалога.