АРКАДИЙ РОВНЕР
Картография реальности,
или Азбука состояний
Отрывок из книги
«Школа состояний. Музыка и состояния»
В основе предлагаемой картографии лежит представление о человеческой личности как о проекции Реальности, именуемой Неизреченным Богом, Единым, Брахманом, Дао, шуньей, которая является единственно существующей глубочайшей сущностью всего. Каждый уровень раскрытия Реальности соответствует определенному состоянию, начиная от абсолютного состояния Реальности через ряд ступеней вплоть до чрезвычайно ограниченного состояния самоотождествления, связанного с конкретной личностью и телом.

Каждая из возрастающих ступеней иерархии состояний является сужением и искажением предыдущей, и все они опираются на объемлющую их Реальность, которая по сути дела не принадлежит к этой иерархии. В соответствии с традициями Востока и Запада, Реальность и есть единственно существующее. Она внепространственна и бесконечна. Она вневременна и вечна. Ничто не существует вне ее. На этом уровне человеческая личность является Вселенной, Богом или Единым и тем единственно реальным состоянием, по отношению к которому все остальные иллюзорны. Однако, иллюзорные уровни в самой Реальности отсутствуют, и потому в ней нет места даже для потенциального дуализма.

  1. Первая ступень иерархии состояний представлена Чистым Сознанием, или Логосом и является высшей самотождественностью, доступной человеческому опыту. Это — космическое, или бесконечное Сознание и область вечных истин. Традиции называют это глубочайшее состояние Атманом, Христом или Буддой и утверждают: «Брахман есть Атман» и «В начале было Слово». На этом уровне возникает дуализм между Сознанием и Реальностью, который разрешается отождествлением Сознания с Реальностью и растворением его в Реальности.
  2. Следующий уровень состояния — это уровень Мировой Души, где раскрыта вся полнота сверхличностного спектра и где нет различий между живым и неживым — все является живым и светящимся изнутри Божественным Сознанием. Выход из сферы пространственно-временной ограниченности и есть состояние вечной Жизни, о которой учат традиции.
  3. На уровне Сверхчеловека — двери Чистого Сознания и Души Мира приоткрываются для человека, достигшего состояния просветления. Это состояние независимости от историко-культурной детерминированности, тождественности со своей сущностью и опытного постижение того, что я=Я.
  4. Недочеловек. На этом уровне человек отождествлен со своей личностью и с ограниченной историко-культурной средой, развернутой в конкретном пространственно-временном континууме. Он расщеплен на гипертрофированную личность и атрофированную сущность, на страдающее тело и призрачную «душу», которая «находится в теле». Он страдает от скоротечности времени, от пространственно-временной отдаленности от объектов желаний, от сознания своей смертности и преходящести всего. Недочеловек страстно стремится к преодолению наличного состояния, однако чаще всего он не способен на самополагание и интегрированное волевое усилие.
  5. Псевдочеловек. Псевдочеловек олицетворяет собой уровень конфликта между сознанием и бессознательным, «эго» и его «тенью». Для этого уровня характерны резкое деление на «себя» и «всех остальных»; отторжение и вытеснение своих «дурных» и «постыдных» качеств в область «тени» и осуждение этах качеств в других; доминирующее состояние ущербности и моменты самодовольства; война с недолжным миром (обычно представленным одним или несколькими врагами) и несправедливым, злым или несуществующим Богом.

В основе предложенной здесь картографии отпадения от Реальности лежит иерархия инволютивных состояний, увиденная как азбука состояний. Предложенная картина представляет собой неизбежное обобщение и потому упрощение традиционного опыта, однако она иллюстрирует идею глубины человеческой личности, выходящей за пределы индивидуального существования и достигающей уровня Единого.

Уровни состояний и соответствующие им бытийные зоны представлены как концентрические круги или сферы самоидентификации, сужающиеся от Единого — до пробужденной сущности или состояния просветления, от просветленного состояния — до личности, или субъекта культуры, и далее от ущербного состояния «эго», конфликтующего со своей «тенью», — до фантастических невообразимых форм дегенерации и погружения в суб- и дочеловеческие состояния ящеров, лярв и кикимор.

Каждое состояние характеризуется специфическим опытом и формой самоидентификации, своим дуализмом и типом его преодоления. При этом существенно, что каждый предыдущий уровень состояния не конфликтует с более высоким, а включается в него в своем преображенном виде. Так, в частности, «человеческое» и «сверхчеловеческое» не только не исключают одно другое, но сотрудничают между собой: сохранение и возрастание человечности при «сверхчеловеческой» задаче делает его важнейшим ресурсом продвижения, опорой существования в духе и залогом духовного возрастания.

С другой стороны, преодоление противоречий состояния более высокого уровня приводит к радикальному освобождению и на низших уровнях, в частности, к свободе от страхов и тревог, депрессий и навязчивых идей, эмоциональных и понятийных тупиков.

Реальностью каждого уровня состояний остается Единое, и его замутнение и искажение являются результатом самоидентификации на различных уровнях состояний. Майя (иллюзия самоидентификации) начинается с различения между познающим и познаваемым, субъектом и объектом, самостью и несамостью. Реальность лишь по видимости разделяется на познающего и познаваемое. На самом деле она не отделима от самой себя и тождественна себе. Разделение на субъект и объект приводит к возникновению между ними пространства, а отождествление с возникновением и гибелью порождает время.

Посредством переживания пространства и времени человек оказывается выброшенным из вневременного и внепространственного Единого, из вечного «здесь и сейчас» в сферу двойственности и конфликта.

Нужно повторить, что уровень Единого — это не один из уровней, а единственная безусловная Реальность всех уровней состояний.

Разделение начинается на уровне Сознания, противопоставляющего себя Сознаваемому в лице Единого. Рассмотрение карт Реальности, или азбуки состояний основывается на принципе эволюции состояний или возрастания в духе. Движение рассматривается как идущее от более низкой ступени— от уровня псевдочеловека — к высшей — к уровню Чистого Сознания, т.е. производится в ретроспекции.

5. Псевдочеловек. Разрыв между «эго» и его «тенью» является крайней человеческой формой самоотчуждения Единого в результате предельно ущербной самоидентификации. В традициях Востока и Запада это состояние определяется как «ад» и «черная ночь души», и его преодоление сталкивается с наибольшим сопротивлением субъекта. Именно таково преобладающее состояние современного человека и общества.

Выход из него затруднен, прежде всего, отсутствием даже спонтанного и случайного опыта высших состояний и вследствие этого — неосознание ущерба. Даже сама идея высших состояний и необходимости помощи вызывает на этом уровне ненависть и агрессию. Помощь извне в этом состоянии крайне затруднительна, и разрешение конфликта может наступить лишь в результате расширения внутреннего опыта за счет экзистенциальных переживаний и глубокой аскезы.

4. Недочеловек — это продукт ложной кристаллизации личности с рудиментами сущностного центра, способного интегрировать усилия по преодолению ограниченности данного состояния. Помощь извне возможна при условии нежесткой кристаллизации и страстного желания выхода из комплекса «недо».

Главное условие освобождения — острое переживание императивности объективации своих высших устремлений. Рост и развитие сущностного (магнитного) центра характеризует переходное состояние, описываемое понятием человека как путника, переходящего мост, или человека № 4 по Г. И. Гурджиеву¹.

3. Сверхчеловек. Пробудившийся, просветленный, перешедший мост, перебравшийся через бурный поток, вышедший из историко-культурной ограниченности и тождественный своей сущности человек.

2. Мировая Душа. Освобождение от пространственно-временной ограниченности, от циклов рождений и смертей. Уровень вечной жизни и полной открытости Чистому Сознанию.

1. Чистое Сознание. Высшая ступень иерархии состояний. Начало дуализма, мифологически соотнесенного с разделением на Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и женское; эпистемологически² — с разделением на субъекта и объект, познающего и познаваемого; онтологически³ — с разделением на Себя и Единое.

0. Единое. Простота, покой, неизреченный свет.
  1. Георгий Иванович Гурджиев (1866 или 1872 или 1874 или 1877 —1949) — российский (греко-армянских корней) мистик, духовный учитель, писатель, композитор, путешественник и вынужденный эмигрант, чья деятельность была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни, и чьё учение среди последователей получило название «Четвёртого пути». — Ред.
  2. С точки зрения знания. Эпистемология — философская дисциплина, исследующая знание, как таковое, его состав, структуру. — Ред.
  3. С точки зрения бытия. Онтология — раздел философии, исследующий бытие, то, что существует. — Ред.

Школа состояний. Музыка и состояния
Беседы c участниками семинаров. Издание 1998 г.
Издательство: Миф
Год издания: 1998
Страниц: 187
Формат: 20 x 13.5 x 1.3 см
Обложка: мягкая
ISBN: 0-922792-47-X

В основу книги легли беседы Аркадия Ровнера с участниками необыч­ной Школы состояний, которые проходили два года подряд на берегах Вол­ги, сначала под Нижним Новгородом, потом — под Самарой. В качестве предисловия к книге использован текст Аркадия Ровнера «Религия про­светления».
Вторую часть книги составляют беседы композитора и музыковеда, док­тора философии Антона Ровнера на тему «Музыка и состояния», проведен­ные им для участников этих семинаров.
Книга адресована психологам, культурологам, музыковедам, исследова­телям мировых религий и всем искателям истины.