АРКАДИЙ РОВНЕР
Таблица первая
Отрывок из книги
«Новый Гильгамеш, или Наука бессмертия»
Юность свою посвятил Гильгамеш упражненьям:
бегу, борьбе и охоте, метанью копья,
также мечом и кинжалом владел он отменно.
Не было лучше него в крепкостенном Уруке,
также выносливей в этих искусствах умельца –
всех побеждал Гильгамеш. Был недаром отмечен
он прозорливостью всеми жрецами Урука,
глиняные таблицы читал и от неба ночного
глаз отвести он не мог, уточняя расчеты
звезд и созвездий, движения их и влияний.

Был он царем, покорителем царств и народов,
Киш покорил он, и Киша великое царство
с царством Урука он воедино связал.
Был он охотником, дикие звери пустыни –
львы, и онагры, и тигры - страшились с ним встречи.

Был Гильгамеш своеволен: жизнью и смертью
подданных безраздельно владел он, у мужа супругу
он отнимал и у матери - сына и дочь,
не оставлял он невесту ее жениху.

Люди взмолились к высокому небу: жестокий
дан им правитель, которому равного нет
в жутком искусстве мученья покорных сограждан.
Царь он и пастырь-хранитель Урука, однако
он своеволен и не щадит никого.
Да, он хозяин Урука и всех, в нем живущих,
да, он могучий и мудрый, но он беспощадный,
мудрость с жестокостью в нем уживаются вместе,
храбрость - с насилием, к этому люди привычны,
все же страданье несчастных возносится к небу,
несправедливость к небесным, богам вопиет.

Люди взмолились к небесным богам справедливым:
Смилуйтесь и защитите нас от Гильгамеша!
Боги благие к Владыке Владык обратились:
Долго ли будет в Уруке твориться жестокость?
И Владыка Миров рассудил:
Надлежит Гильгамеша
от жестоких деяний отвлечь. Создадим мы Энки́ду,
равного Гильгамешу отвагой и силой, который
станет другом и братом ему. Побратимы
подвиги будут вершить, убивая чудовищ,
а Урук отдохнет от обид Гильгамеша-героя.

Сказано - сделано. Боги слепили из глины
дикого человека Энки́ду, отважного сердцем,
на Гильгамеша похожего ростом и статью,
чтоб они полюбили друг друга и стали
неразделенной душой.

Видение Гильгамеша

Видит в пустыне себя Гильгамеш безоружным,
львы окружают его и подходят все ближе,
старая львица готовится прыгнуть, напрасно
смотрит вокруг Гильгамеш, ищет сук или камень,
чтоб отразить нападение дикого зверя.
Нет ничего - один лишь горячий песок.

Вдруг появляется в небе ладья голубая,
вся окруженная стрелами молний и дымом,
львы неохотно скрываются в дюнах сыпучих,
а из ладьи появляются стройные боги
Ану, Энлиль и Шамаш и другие,
все великаны и все с голубыми глазами.

Влажную глину боги на землю кидают,
месят ее, наполняя небесным составом,
и начинают лепить из нее человека,
на Гильгамеша похожего ростом и статью.
Глину могучее Солнце своими лучами,
высушив, обожгло. Подошел к Гильгамешу Энки́ду.

-Я - это ты, - говорит Гильгамешу Энки́ду.
-Я - это ты, - отвечает ему Гильгамеш.
Потянулись друг к другу Гильгамеш и Энки́ду,
души двоих как два полукружья срослись,
- В битвах, в охоте, в пирах - мы одно, - объявили.

Двое стали сильнее стократ, чем один, -
каждый в друге себя самого обнаружил.

Не бывает одним человек: связан он с другом
или с недругом, или же с братом, сыном, отцом,
с лошадью связан наездник, охотник - со зверем,
жрец - с небесами, строитель - с постройкой. Не должен
никогда человек на себе замыкаться.

Человек - Пирамида, пласты ее плотно ложатся,
даже когда между ними вражда, друг на дружку –
каждый слой в человеке себе ищет друга,
Гильгамеш и Энки́ду - две слившиеся Пирамиды –
всеми своими слоями друг в друга вошли.

Очнулись друзья - нет нигде ни ладьи, ни богов.


Новый Гильгамеш, или Наука бессмертия
Поэма. 2013 г.
Издательство: Русский Гулливер
Год издания: 2013
Страниц: 122
Формат: 14.5 x 20.0 см
Обложка: мягкая
ISBN: 978-5-91627-122-5

Эпическая поэма «Новый Гильгамеш, или Наука бессмертия» Аркадия Ровнера представляет собой реконструкцию древнего шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше. Поэма несет в себя три учения: учение жрецов, учение богов и учение шумеро-аккадского «Ноя» Утнапишти. Первые два учения практи¬чески тождественны, второе лишь развивает первое, что неудивительно, так как жрецы получили свое учение от богов. Учение Утнапишти, изложенное в Приложениях, будучи их коррекцией, требует от человека абсолютно новой жизненной ориентации. Эту концепцию олицетворяет Гильгамеш, подвигом своей жизни добывший и осуществивший учение о героической безучастности и о Новом Творении, которое призвано преобразить гибнущий Мир.

Фрагменты из книги «Новый Гильгамеш, или Наука бессмертия» (2013)

Таблица первая
Таблица вторая