4
Представляя современных мистиков и мудрецов, нельзя не заметить следующее любопытное обстоятельство: по сложившейся традиции самые важные имена в истории культуры остаются надолго в тени за счет других, менее значительных. Причины подобного умолчания, очевидно, следует искать в рискованной смелости и грандиозном масштабе их разработок на фоне среднезаниженного знаменателя общественного ожидания. Однако даже простые аккуратность и беспристрастность потребовали л более частого упоминания этих имен в современном контексте, если бы этому не противилась определенная консервативная (вовсе не просвещенного консерватизма) тенденция. И в то же время параллельно и вопреки генеральной линии умолчания происходит нарастание влияния этих авторов за счет качества х идей и особенностей формы выражения, соответствующих специфике современной жизни.
Современная жизнь с ее фатальной слепотой к традиции, во все времена дававшей человеку масштаб и понимание его места и функции в духовном космосе, породила уникальное явление — наступательную психологию массового варварства. Она возникла в результате сознательных разрушений областей нравственности, религии, образования, искусства, языка. Сами эти понятия стали применяться для описания заместивших их суррогатов. Феномены религиозности, образования, языка, искусства и т.д. также искривляются суррогатами восприятия в силовых полях эпидемических массовых идей. Вся тотальность культуры в обществе массового варварства оказалась подменной, суррогатной, а личность предстала маркузовским одномерным человеком или «идиотом» в терминологии Гурджиева. В подобном обществе реальные ценности могут существовать только вопреки тотальным силам как нечто уникальное, недозволенное, «антиобщественное». Центральный вопрос, задаваемый ищущим умом, это вопрос об островах нормы во время всемирного потопа. Традиционные институты, притворяясь, что в них самих не произошло фатальных перерождений, продолжают в лице своих функционеров и чиновников говорить на языке апостолов и пророков, в то время как дух апостольский и пророческий давно ушел из них. Игнорируя катастрофу, они адресуются к воображаемому человеку традиционных ценностей, наивно предполагая найти его в нашем посткатастрофическом времени.
Современные мудрецы и мистики обращаются к жертвам духовной Хиросимы, к калекам и слепорожденным, которые давно не ищут исцеляющего приближения к истине, ибо не веруют. На девальвацию ценностей и идей Гурджиев, например, ответил терминологическим сдвигом, поместив на недосягаемую для современного человека высоту понятие традиционной нормы. Он говорит не с человеком традиционного общества, хотя и с грешным, к которому адресованы Священные книги Востока и Запада, он обращается к одномерному современнику Маркузе⁴, вводя для него градации: «безнадежного», «полного» или «законченного» идиота. Этому идиоту предлагается, прежде всего, вернуться к человеческой норме, к соотнесенности с духовным космосом, к реальной иерархии ценностей до того, как он станет высказывать мнение о Фаворском свете или догмате Троицы. Эта задача самопробуждения, самоосознания и честная характеристика степени разрушения в человеческой душе ют возможность говорить с людьми, чье ухо еще не окончательно заросло и в ком живет прапамять нормы. Беспощадная гурджиевская ирония по отношению к эпидемическим идеям прогресса, торжества разума в обстановке духовной деградации привлекают к нему людей, чутких к фальши и противостоящих массовому гипнозу.
Если Гурджиев говорит с человеком, потерявшим соотнесение с традиционными нормами и тяготящимся своей ущербностью, то Штейнер адресует свои труды к жертве профессиональной самообделенности и ущербности. Он вводит этого моренного недочеловека в спиралевидный грандиозный духовный универсум, последовательно показывая ему стадии космической трансформации, напоминая этому homoscientificus⁵ о законах нравственной причинности, о возмездии и воздаянии. Технарю, чиновнику, человеку прагматического строя мышления Штейнер рассказывает о самостоятельной жизни мысле-духов, об эфирном и астральном космосах и о бессмертии того «Я», доступ к которому закрыт в сознании современного чиновника и торговца.
Учение Кришнамурти, напротив, обращено к людям, которым чужды идеи постепенности, движения и роста в истине. По Кришнамурти, истина в любую минуту и в любом месте предстоит человеку, готовому ее впустить. Он не верит истине, к которой ведут организованные усилия, он не принимает постепенного движения, труда учения и натаскивания и особенно подозрителен к памяти, которая для него только замутняет зрение. Вместо того чтобы указать путь, чертить карты и чертежи и подводить своих последователей к высшим степеням понимания, он разоблачает ложь приспособлений, разрушает профанические готовые образы истины, предполагая, что, когда ложь будет разрушена, между человеком и истиной не останется препятствий даже в виде мысли.
У Джидду Кришнамурти нет никакой религии и никакой сложившейся философской системы, поскольку он мечтает освободить людей от всех систем — от любых догм и предвзятых мнений, равно как и от строгой теологии и четко организованной религии. Он видит человека, чьи разум и плоть едины, свободным от цепей и тирании алчного Эго. Его идея четко сформулирована, но далеко не каждому хватит сил ее принять. Он требует огромных усилий от своих читателей и многочисленных слушателей во всем мире.
Стиль и характер этих трех учений соотнесены со стилистикой нашего времени. Шаржируя деляческую беспринципность, Гурджиев одевает на себя маску цинизма и делового бесстыдства. Штейнер калькирует научную основательность и буквализм, невольно пародируя академическую обстоятельность в детальных описаниях флоры и фауны Лемурийской эпохи или предыдущих инкарнаций Фридриха Ницше. Кришнамурти откликается на самоуверенные претензии индивидуализма, на его пароксизмы и гримасы, утрируя его в своем максимализме, в отказе от любых научений, описаний и, особенно, групповщины в поисках истины.
Метафизика Гурджиева гротескно-ироническая и подчеркнуто условная, построения же Штейнера отличаются характером обстоятельно подробным. Шокирующие приемы первого и грандиозные панорамы второго призваны стимулировать самостоятельные искания последователей, подводя их через просветление к предчувствию будущего собственного опыта, если те захотят и смогут подойти к этому опыту через необходимые внутренние условия, являющиеся главным акцентом обоих учений. Идея внутренних усилий и постепенного внутреннего роста — центральная часть этих резко различающихся по характеру систем.