Шокирующая идея качества
Идея человека-машины, излюбленная концепция механического материализма XVII века, была одним из гурджиевских откликов на механический энтузиазм начала нашего века. Этой идеей Гурджиев подчеркнул бессознательный характер человеческого поведения, чувств и мыслей. Машина, которая начала осознавать, что она машина, перестает ею быть; человек, знающий, что он спит, больше не является спящим. Идея человека-машины была шокирующей в эпоху расцвета изысканного искусства и утонченных личностей.
Эта идея стала пугающей реальностью нашего времени, времени всеобщего образования, всеобщей пролетаризации жизни, в которой господствуют супермаркеты, компьютеры, «мысли», заимствованные из «Нью-Йорк тайме» и лозунги из «Правды».
Идея качественного различия людей разных полов, национальностей, рас и т.д. обладает сегодня новой шокирующей энергией. Существенное различие между людьми проявляется в характере и силе их дарований. Дар — это синтез природной восприимчивости к специфическим идеям и ритмам, обстоятельств жизни, как внутренних, так и внешних, семейной истории и различных пересечений с людьми и ситуациями. Дар предполагает спонтанные духовные усилия и откровение, так же, как и высокий энергетический потенциал человека, что делает возможным противостояние «сну» и выработку высоких вибраций. В то время как «все планеты» влияют на Землю в нисходящей октаве через «органическую жизнь на Земле», энергии восходящей октавы, которая направлена «против природы» и «против Бога», постигаются и передаются более изощренным инструментом, даром. Для большинства людей дар существует только как потенциальная возможность, и лишь отдельные личности достигают уровня его реализации. Хотя Гурджиев настаивал на механическом характере всех видов человеческой деятельности для человека N1, N2, N3, он адресовал свое учение многим одаренным личностям, чьи имена сегодня хорошо известны. И все же этот внутренний круг людей, окружавших Гурджиева в течение долгих лет его миссии, оказался неспособным сохранить живую сердцевину гурджиевского учения и применить его к новой эпохе.